Как проверить квалификацию няни.

Поиск няни — это классический рекрутинг, точечный подбор персонала.  И, к нашему мамскому счастью, уже давно известны все секреты успешного  найма подходящего кандидата.

Прежде всего надо оценить деловые и личностные качеств характера и опыта. Все это называется “ключевые компетенции”. Но как ни назови, мамам важно оценить способность и готовность кандидаток  быть хорошим работником на позиции няня. И лучшие результаты получаются, если мама 

  1. Знает, что именно желает оценить
  2. Знает, как именно это можно сделать (задать вопросы, проективные вопросы, цепочку вопросов; выяснить реальный опыт няни и суметь извлечь выводы няни из этого опыта; встроить ролевую игру в собеседование; дать письменное задание; получить контакты для проверки отзывов; оценить невербальное поведение; провести психолингвистический анализ речи и метапрограмм; провокационные приемы т.д.)

Вот что именно нужно оценить в кандидатке:

    • Профессиональные качества — знания, навыки, опыт.
    • Мотивацию. Т.е. заинтересованность кандидатки  работать в предлагаемых условиях.
    • Качества характера, прежде всего совместимость и управляемость.
  • Безопасность для семьи

Итак,

Первая часть.

Профессиональные качества няни.

Что же должна продемонстрировать няня в своих профессиональных компетенциях?

Как ни крути, это зависит от ожиданий мамы. Но подвох именно в отсутствии понимания — а что ожидать?!

Предлагаю взять за основу, что  няня — это работник образования.

Даже если вы сейчас думаете, что с этой работой справится любая женщина, это не так.

Но я соласна с тем, что няней может быть любой человек (женщина чаще), готовый соответствовать  квалификационным требованиям воспитателя (помощника воспитателя)

И тут я призываю на помощь основной в РФ документ, регламентирующий деетельность педагогов всех уровней.

Вот что полезного для нас с вами можно оттуда почерпнуть для оценки профессионализма няни.

Закон об образовании. Какими вопросами мы можем проверить

кандидатку на соответствие квалификаци?

 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

    • Где вы учились преподавать?
  • Как много вы учились сами?
  • Какой программой вы собираетесь пользоваться? (Этот вопрос особенно уместен, если вы ожидаете, что няня подготовит вашего ребенка к школе)
  • чтот такое, по-вашему, педагогическая этика?
  • как вы планируете развивать любознательность и самостоятельность ребенка?
  • какие формы и методы воспитания вы применяете?

или:

  • если ваш воспитанник (наш 2-летний сын) не пожелает делиться игрушками в песочнице, то как вы планируете его научить доброте?

В ответе на это вопрос няня как раз и расскажет о своих любимых (привычных в использовании) методах и формах воспитания — поощрение, наказание, принуждение, требование, убеждение, дискуссия, беседа, лекция…

  • что вы знаете о разных темпераментах детей? С детьми какого темперамента вам работать труднее?
    • проходили ли вы курсы нянь в последние 5 лет?
  • Как вы сами повышаете уровень своих знаний? Что именно читаете, как часто? Что стали применять в практике?
  • ? 🙂 Пока у нас в стране нет независимой комиссии, в которой мы могли бы независимо проверить квалификацию няни. Поэтому все на отвественности самих родителей!
  • покажите, пожалуйста, вашу медицинскую книжку или результаты анализов?

На ответ: “мне все доверяли. Если вы меня направите (заплатите), то я сдам анализы” — не ведитесь. )))

Вам же нужна уже здоровая няня даже в пробный день, верно?

И ответственная!

А ответственные все документы готовят заранее и законы читают)

Квалификационные требования
Воспитатель (включая старшего)

Должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

педагогику,

детскую, возрастную и социальную психологию;

психологию отношений,

индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков,

возрастную физиологию,

школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

педагогическую этику;

теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;

методы управления образовательными системами;

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, социологии;

трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Часть вторая.

Мотивация.

А не скрывает ли наша кандидатка в няни, что ей необходима любая работа, лишь бы уже получать зарплату? И не собирается ли она у нас «переждать свои нелегкие времена» и покинуть нас при первой возможности, найдя зарплату на 5 000 руб. выше?

Скрытые мотивы лучше всего выявляются так называемыми проективными вопросами.

Это  особое построение вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа.

«Проективные методики основаны на том, что человек склонен проецировать, то есть переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию/ объяснение действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и тому подобное» (из материалов HR-portal)

Есть правила, по которым следует задавать проективные вопросы:

  • не оставлять времени на раздумье, просить ответить первое, что приходит в голову. Именно это окажется наиболее важным для человека.
  • Вопрос должен быть открытым,чтобы на него необходимо было бы дать развернутый ответ. Например, вместо: «Увольняются ли няни, если родители  не доплачивают за переработки?» следует спросить:  «Какие чувства испытывают няни, если родители регулярно задерживаются и не доплачивают за переработанные 20-30 минут?»
  • подобных вопросов не должно быть много, 2-4 достаточно.

Примеры проективных вопросов для оценки мотивации к работе.

  1. Что стимулирует педагогов (воспитателей) работать более эффективно?
  2. Почему люди выбирают профессию няни?
  3. Почему человек может уволиться?
  4. Что нравится людям в работе няни?

Часть третья.

Качества характера. 

В подзаголовке у меня написано, что здесь оценивается прежде всего совместимость и управляемость. НО я бы как обязательные качества няни добавила еще доброту (неагрессивность, неозлобленность) и неконфликтность.

Для проверки этих качеств можно дать няне тест, задать проективный вопрос, попросить ее рассказать о случаях из ее жизни, в которой она (потенциально) должна была проявить свой характер, предложить ей ситуацию и попросить рассказать, как она поступит в ней.

Арсенал инструментов большой, как видите. Творите!

Как вариант, можно использовать следующие вопросы.

  1. Опишите самый типичный конфликт, который бывает в семье.
  2.  Как вы поступите, если на площадке обидят вашего воспитанника? А если он обидит другого ребенка?
  3.  Бывали ли в вашем опыте случаи, когда вы сильно разозлились на другую няню и случился конфликт? Что это была за ситуация? Чем она завершилась? А сейчас, если подобное повторится, вы бы поступили также или по-другому? Почему?
  4.  Представьте, что няня отработала два месяца испытательного срока, работодателей она полностью устраивает, семья ее приняла. Но няня уходит, просит ее извинить и увольняется. С чем это может быть связано? (этот вопрос поможет понять не только мотивацию, но и неприемлемые для няни моменты на работе)
  5. С чем няне нельзя мириться на работе?
  6. какими должны быть хорошие руководители?

Часть четвертая.

Безопасность для семьи.

Что проверяем?

  • Отсутствие вредных привычек (курение, алкоголь)
  • Лояльность к работодателю
  • Желание долговременного сотрудничества

Как проверяем?

С алкоголем и курением сложнее всего. В моей практике было два случая за прошедший год, когда ВДРУГ прекрасная во всех отношениях 53-летняя няня выходного дня пришла на работу пьяной.  Во втором случае о курении тихой флегматичной няни мы узнали от преподавателя танцев, куда няня водила свою воспитанницу. В обоих случаях нянь уволили, конечно. И обе няни не демонстрировали никаких признаков своих пристрастий. И, если в случае с курением.все не так тяжело — многие мамы сами курят и не против курящей няни, то в случае алкоголизма была большая проблема.

Я обратилась к нескольким наркологам, чтобы узнать способы проверки нянь и вот что узнала

(подробнее здесь: http://03online.com/news/pyanaya_nyanya/2017-6-19-305193?utm_source=email&utm_medium=new_answer&utm_campaign=q_link#answer_703902?utm_source=text_source&utm_medium=socials&utm_campaign=middle)

Нужно попросить у нее принести справку от нарколога по месту жительства о том, что она не состоит там под наблюдением — сама по себе справка не будет гарантией того, что человек не алкоголик, но все — таки это уже что-то.

Также есть CDT (си ди ти) исследование крови — это платный анализ, который указывает на регулярное, хроническое употребление алкоголя, направить на него может нарколог, либо его можно пройти самостоятельно в частной лаборатории, где его могут сделать. Анализ также не 100%, но достаточно специфический.

Можно также предложить няне пройти углубленное обследование у нарколога.

Самостоятельно нужно обращать внимание на любые признаки опьянения (вязкость речи, перепады настроения, запах алкоголя, изменение цвета кожи, расширение зрачков, шаткость походки и др.) При повторении инцидента продолжать сотрудничество я бы не рекомендовал.

Лояльность к работодателю и ориентация на длительную работу проверяется проективными вопросами.

Какими?

Спросите меня об этом в группе «Найди няню. План для мам» на фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/1640154719614713/?multi_permalinks=1708241526139365&notif_t=like&notif_id=1501603714315696

В заключении  хочу пожелать вам терпения и оптимизма в вашем поиске няни!

Автор: svetlanatosic

Нахожу сама или обучаю вас найти няню, которая будет воспитывать ваших детей в унисон с вами.